Можно ли вести бизнес по-христиански? – опрос экспертов

Как поступать по заповедям в мире, который по заповедям не живет? Правильно ли не бояться увольнять плохих работников, не стыдиться зарабатывать большие деньги? Мы спросили об этом практикующих бизнесменов, менеджеров, руководителей предприятий, комментировали тему священники. Оказалось, что на эти вопросы однозначных ответов нет. Ты -- слабое звено? Увольнение -- вещь неприятная как для подчиненного, так и для начальника.

Бизнес как служение: эксперт ЦБ РФ предложил создать кодекс православной этики для предпринимателей

Версия для печати 10 июля г. Современная жизнь слишком быстро меняется, а вместе с ней, по мнению Борисова, стремительно меняются и идеалы и ценности. И только при помощи веры можно сохранить нравственность и передать ее потомкам и последующим поколениям. Основные положения доклада С.

Но что же есть в России Как ни странно, православная этика. . сколько мерами поощрения мелкого и среднего бизнеса при жёстком.

Отношения с государством и обществом 6. Отношения с государством. Отношение к образованию, науке и культуре. Отношение к СМИ. Введение Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке.

Деловые и экономические отношения могут и должны иметь этическую основу. В системе нравственно оправданных норм и правил поведения возможно преодоление самых острых противоречий и конфликтов, возникающих в сфере предпринимательства. Предположение, что предпринимательство неэтично в своей основе, является ложным и деструктивным, православный предприниматель своим трудом, как духовным, так и предпринимательским, должен доказывать ложность этого предположения.

Но не только это делает этические вопросы важными. В этике любых человеческих отношений отражается природа человека, в том числе и духовная. Невозможно выстроить действенную этическую систему, не обращаясь к Творцу и Его заповедям.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург Сравнительный анализ этических систем: Именно моральный нормы закрепляют образцы социального поведения, когда возникает социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный способ действия. Нормы должного способа действия и обеспечивают возникновение морали регулирующей групповые взаимодействия.

Мораль, будучи социальным регулятором, нуждается в опоре на общепринятые идеи, как мыслительные способы мировосприятия, и социальные институты, обеспечивающие функционирование моральных норм. Поэтому систематизация морали и обеспечивается этическими концепциями православие, протестантизм, католицизм, коммунизм и т. И такая система или этический строй реализуется через специальные инструменты ценностные ориентации и моральные нормы; учреждения — церковь, партия.

Круглый стол «Православие и бизнес: роль православных в отличие от протестантской этики, дающей рывок и новые пути развития.

Пользователю можно задать вопрос Ничем. Существует мнение, что такой вещи как просто нет. Точнее, есть, но только протестантская. И ее можно найти у кого угодно: Естественно, на деле все они были мусульмане, и весьма ревностные. Есть и другой пример. Мы с коллегами однажды тестировали приверженность той или иной трудовой этике студентов Филиппин, России, США и Китая.

Брали опросники, разработанные специально для трудовой этики католиков, протестантов и конфуцианцев. Кто проявляет больше черт католической этики? А, ну это наверное потому что колледж иезуитский. Так, а кто у нас самый большой протестант? О господи, снова Филиппины.

Ваш -адрес н.

Цель жизни человека видится в личном нравственном само-совершенствовании по формуле"будьте совершенны, как Отец ваш Небесный", смысл человеческой истории — в построении Царства Божия на земле. Отсюда следует: Разделяя со всем христианством его нравоучительный, моралистический дух, его исконный интерес к проблемам смысла жизни, православие отличается при этом особым вниманием к морально-психологической стороне взаимоотношений Бога и человека, особой приверженностью к этической проблематике.

Отношение к миру и людям у православных строится не на личном самоутверждении и формальной благотворительности, а на смиренно-мудрой любви-жалости ко всякому человеку и сострадательном умонастроении, сопровождающемся, однако, оптимистической убежденностью в том, что замысел Божий о мире не может быть плох.

Давно зрела и, наконец, нашла свое воплощение тема: бизнес и вера осуществление на практике православной этики предпринимательства вы.

Авторы книги Сергей Шарапов и Марина Улыбышева позаботились о том, чтобы книга была полезна любому читателю, как православному, так и представителю других конфессий, бизнесменам и тем, кто только планирует начать свое дело. Несмотря на насыщенность книги обилием библейских цитат и высказываний отцов церкви, книга заинтересовывает читателя легкостью изложения. Познавательные примеры из жизни не оставляют равнодушным. Простым доступным языком трактуются библейские истины. Православная этика предпринимательства, на которую делается главный акцент книги, основывается на заповедях Божиих, применение которых позволяет добиться успеха в любой сфере деятельности.

А ведь стремление к процветанию и благосостоянию заложено в природе человека Богом и направлено на распространение христианских ценностей. Бедность и богатство — это то, что нас окружает. И правильная расстановка приоритетов, основанная на слове Божиим, помогает нам занять правильное место в жизни. На сегодняшний день бизнес в лице православных предпринимателей может стать основной движущей силой экономики современной России.

Зачем чиновники и бизнесмены финансируют РПЦ

Патриарх Кирилл потерпел историческое поражение. Но журналист Константин Эггерт видит в этом исторический шанс для РПЦ стать свободнее и обрести новую роль в обществе. Это сказывается и на предпринимателях: В противном случае бизнес может лишиться выгодных госзаказов, возникнут проблемы типа налоговых проверок и инспекций санитарного надзора.

Они благодарны за поддержку и всячески подчеркивают ее значимость. Но большинство относится к подаркам довольно прагматично и старается не отпугивать покровителей увещеваниями.

Митрополит Феофан: «Мы, православные педагоги, не должны предмет « Основы религиозной культуры и светской этики».

Это объясняется и стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране и построением нового, нравственного общества, основанного на заповедях Божьих, а так же в необходимости их утверждения в современном мире. Некоторые даже смело заявляют, что мораль и этика в России почти полностью отсутствуют, особенно в деловой сфере, ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нас обвешивают или обсчитывают на рынке , магазины продают некачественную продукцию, да и в деловой сфере вероятность честной сделки почти сводится к нулю.

Почему же нравственность так важна для Человека? Без нравственности человек просто не может быть Человеком. А ведь таким его создал Творец. Мораль неразрывно связана с Богом! Он - нравственная Личность. Несколько тысячелетий назад Бог поделился с человеком Своими принципами морали, которые весь мир сегодня знает, как Десять Заповедей! В свою очередь, четыре из этих заповедей говорят напрямую связаны с имущественными и деловыми отношениями между людьми: О нравственных ценностях довольно подробно говорится и в Новом завете.

В Евангелии от Матфея 5:

Влияние религии на формирование этики предпринимательской деятельности

Внешние ссылки откроются в отдельном окне Закрыть окно Правообладатель иллюстрации Иерархи РПЦ признали необходимость централизации бюджета церкви За годы, прошедшие после развала атеистического СССР, Русская православная церковь РПЦ стала мощной хозяйственной структурой, которая распоряжается, вероятно, миллиардами долларов - но из-за отсутствия единого бюджета и скрытности иерархов точно оценить размер ее богатства не берется никто. Оценить бюджет церкви сейчас крайне сложно, признается Николай Митрохин, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета.

Митрохин - один из очень немногих российских исследователей, кто, не принадлежа к Русской православной церкви, пристально ее изучает. По его словам, в конце х и начале х в РПЦ шла информационная борьба между двумя группировками, и в ходе этой борьбы в прессу просачивались документы, на основании которых можно было оценивать финансовые дела церкви.

В основе"протестантской этики" лежит пуританский тезис о связи между А что такое православная этика ведения бизнеса - точно неизвестно.

Проведение Конференции приурочено ко дню памяти покровителя предпринимательства и хозяйствования Иосифа Волоцкого. Открывая мероприятие, Павел Александрович выделил главные темы для обсуждений: Рассуждая на тему духовного наследия Иосифа Волоцкого, О. Сергий Воронков , архимандрит, наместник Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в своем выступлении рассказал об исключительно важной роли монастыря в жизни Московского государства в.

Тему продолжил Николай Лисовой, член Союза писателей России, историк Церкви, член Императорского Православного Палестинского Общества, который отметил значительное влияние идеологии основателя Иосифо-Волоцкого монастыря не только на церковное, но и на государственное строительство в части ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности.

О деловой этике, принципах хозяйствования и национальных традициях ведения предпринимательской деятельности, о знаменитых династиях Рябушинских, Морозовых, Абрикосовых, Бахрушиных рассказала в своем выступлении Анна Кобленц — Никифорова, представитель Музея Меценатов, Предпринимателей и Благотворителей г. Игумен Лука Степанов , зав. Есенина, кандидат исторических наук, доцент, настоятель Спасо-Преображенского Архиерейского подворья р.

Пронск отметил важность восстановления традиций благотворительности и меценатства российского предпринимательства, становления православной этики российского предпринимательства. Санкт-Петербург рассказала о том, с какими трудностями пришлось столкнуться в начале деятельности и о важности соблюдения таких принципов как трудолюбие, ответственность не только на словах, но, в первую очередь, на деле.

Предпринимательство является свободным и добровольным трудом, где человек, стремясь к максимальному заработку, действует сам и без принуждения, и оно, как ничто другое, служит индикатором общественного сознания. В этом году в мероприятии приняло участие более 80 представителей общественных организаций, ведущие эксперты, представители Русской Православной Церкви, предприниматели из различных регионов. Заинтересованность в обсуждении заявленной проблематики возрастает с каждым годом.

Православная этика труда

Предыстория возникновения[ править править код ] Согласно христианству, Бог создал и поселил человека в раю не для того, чтобы он только наслаждался благами сотворённого для него мира и пребывал в праздности. Первой обязанностью Адама в раю, ещё до грехопадения, была обязанность возделывать рай. И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Поэтому христианство относится к труду не как к Божьему проклятию, а как к средству, призванному преобразить человека, вернуть ему утраченный рай и Божье благоволение.

Ряд современных исследователей рассматривают базовые принципы православной этики ведения предпринимательской деятельности в качестве .

Обзор этих событий в целом ряде средств массовой информации был выдержан в довольно ироничном ключе: Вообще-то ироничный стиль сам по себе безотносительно повода даже вполне симпатичен, и нет в нем особой беды. Хуже, когда журналистская ирония происходит от, как бы это помягче сказать, неважного знания предмета. Да и то сказать, ну какое место морально-нравственные соображения могут занимать в экономической деятельности, коль скоро ее задача - достижение максимальной эффективности вложения капитала, выражаемой в прибыли.

Но стоит свести суть этого красивого постулата к короткому"цель оправдывает средства", и сразу возникает первое сомнение, поскольку каждый из нас, не задумываясь, вспомнит не один и не два примера и из учебников истории, и из собственной жизни, когда безоглядное применение этой чеканной формулы приводило к самому гнусному исходу. Придется согласиться, что голая эффективность, не сдерживаемая этическими соображениями, принося славный результат сиюминутно, здесь и сейчас, может обернуться самыми незавидными стратегическими последствиями.

В таком случае разумно будет согласиться и с тем, что вводить такие сугубо нематериальные факторы, как справедливость, нравственность, в процесс принятия и реализации экономического решения - выгодно. Показательно, что мероприятия, подобные упомянутым в начале этой статьи, патронирует РПЦ. Естественно, внимание к хозяйствующему человеку проявляет не только русское православие, но и католические и протестантские конфессии, и ислам, и другие религии.

Бизнес и вера

Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, божественным авторитетом санкционируя отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие.

Продолжают ли сегодня действовать эти механизмы и можем ли мы ими воспользоваться?

православная этика совместима с современным предпринимательством и за - процветающий бизнес, на «честно нажитые деньги» как на.

Православие и этические принципы российского предпринимательства [56] На пороге третьего тысячелетия, как христианство, так и православие являются динамично изменяющимися долговременными социальными факторами. С одной стороны, нельзя не заметить, что происходит упадок христианской идеологии, идеалистической философии и развивается научно-материалистическая, философско-атеистическая идеология. Данный процесс охватил как Россию, так и Запад. С другой стороны, происходит расширение сферы влияния православия в жизни России, что ставит ряд серьёзных вопросов.

Способствует ли православие социальному развитию? Не станет ли оно фактором сдерживания экономики? Каково его отношение к частному предпринимательству? Любое общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение этического сознания. Этические идеалы отличаются по своему характеру и содержанию в разных обществах, а зачастую и у отдельных людей. Актуальная проблема современного общества: Каково его место в обществе?

Как он воплощен в ценностных ориентациях различных групп населения?

Этический кодекс православного предпринимателя

ГЛАВА 1. С одной стороны, этика — это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека.

Активы Русской православной церкви. и малые заводы — вот лишь примерный перечень бизнес-интересов Русской православной церкви (РПЦ) . . По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и.

Православная этика и дух солидаризма Статья из сборника"Перелом" Статья из сборника"Перелом" Времена, когда стандарты"самого верного и всесильного учения" преподавались едва ли не со школьной скамьи, а"Манифест коммунистической партии" и"Капитал" зубрили и сдавали на выпускных и вступительных экзаменах, казалось бы, далеко в прошлом. В статье 13 действующей российской Конституции чётко прописано, что в России"никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Правда, принималась эта"безыдейная" Конституция в конце года. Но буквально спустя пару лет тот же человек, под которого писался новый Основной закон, поставил перед политологами и стратегами государственного курса задачу в течение года"разработать российскую национальную идею", которой"сейчас нет". Уходя от"руководящей и направляющей", вооружённой всесильной научной теории, никто и не предполагал, что пять лет спустя ниспровергателям и могильщикам коммунизма придётся спешно взяться за разработку новой идейной платформы для государства.

Лично мне понятно, что по указанию сверху национальные идеи не формулируются ни в течение года, ни даже на протяжении той или иной политической эпохи. Они столетиями складываются в общественном сознании народа и при удачном стечении исторических обстоятельств становятся основой государственной идеологии. Но это должна быть чётко прописанная система общественных ценностей, на которых конкретное государство должно выстраивать как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Кстати, ещё в столетии не нуждающийся в особом представлении русский религиозный философ Владимир Соловьёв достаточно точно сформулировал христианское понимание национальной идеи: Ему же принадлежит и другой политический афоризм: Оправдание добра. По моему твердому убеждению, исходя именно из этих и только из этих постулатов и можно сегодня затевать проектирование некого подобия российской государственной идеологии. И даже в условиях тотальной секуляризации подобной той, что началась еще в эпоху так называемого"Просвещения", а сегодня, хоть и находится на своём пике, одновременно переживает серьёзнейший кризис, итоги которого предсказать не так-то просто религиозная этика всё равно сохраняется в коллективном бессознательном нации.

Мировая Бизнес Этика. Когда на первом месте люди